Это мой любимый канонический миф, с которого, собственно, я и влюбилась в скандинавскую мифологию и историю....Вместе с Локи и своими слугами Тьяльви и Рёсквой Тор переправился через море и углубился в лес, где и вынужден был заночевать. Путники набрели на жилище немалых размеров, но только они расположились там, как началось землетрясение, и дом стал содрогаться так, что Тор со спутниками бросились в небольшую пристройку, где дрожали от страха, громовник же с молотом в руках ждал у входа, готовый защищаться. Лишь когда рассвело, Тор обнаружил храпящего в лесу великана и понял, что храп он принял за землетрясение.
Тор опоясался было Поясом силы, но тут великан проснулся и встал во весь рост, и говорят, что Тор впервые не решился ударить своим молотом. Громовник спросил гиганта о его имени, и тот назвался Скрюмниром, что могло означать "Хвастун", и значит, не было настоящим именем великана. Более того, великан знал, с кем имеет дело — перед ним сам Аса-Тор (Тор асов). Не бог ли, спросил Скрюмнир, уволок куда-то его рукавицу ? Тут Тор и обнаружил, что ночью принял рукавицу за дом, а палец — за пристройку.
читать дальшеСкрюмнир же напросился к Тору и его спутникам в попутчики да ещё свалил всю еду в свой мешок. К вечеру же великан расположился под дубом и велел Тору с его людьми приготовить ужин, сам же уснул. Громовник принялся развязывать великанскую котомку и не смог развязать ни одного узла. Тогда разъярившийся Тор схватил молот и ударил-таки спящего великана по голове. Тот проснулся и спросил, не листок ли с дерева упал ему на голову. Тор вынужден был улечься голодным и слушать великанский храп. Ночью он опять подошёл к Скрюмниру и хватил его по голове так, что Мьёлльнир вошёл глубоко в голову. Проснувшийся великан спросил, не жёлудь ли свалился с дерева. Снова посрамлённый Тор дожидается, когда его незваный попутчик уснёт, и изо всех сил ударяет его в висок, так что молот входит по самую рукоять. Скрюмнир же как ни в чём не бывало проводит по виску рукой и спрашивает, не сучок ли обломился под птицей.
Наконец великан собирается продолжить путь и предупреждает своих спутников, что он ещё не настолько огромен: вот когда подойдут они к городу, что зовётся Утгард, увидят людей повыше. Скрюмнир предупредил их, чтобы они не слишком заносились, ибо тамошние люди не терпят мелюзги. Сам же он отправляется не на восток, а на север, в горы. "Не сказано, — говорится в "Младшей Эдде", — чтобы асы пожелали скоро с ним свидеться".
Тор же продолжил свой путь и вскоре увидел город посреди поля с огромными стенами. Решетчатые ворота были на запоре, и путники не смогли их открыть, зато смогли пройти в город прямо сквозь решётку. В городе были палаты, где действительно было много людей великанского роста, правил же там конунг Утгарда-Локи. (Нас не должно смущать это совпадение имён, равно как и то, что сам ас Локи сопровождает Тора: в мифах, особенно пересказываемых Снорри, всё двусмысленно. Во всяком случае, в имени Утгарда-Локи были совмещены все противники божественного мира).
Путники вежливо приветствовали конунга, тот же не слишком радушно поинтересовался, не этот ли коротышка именуется Эку-Тором ? Если им действительно есть чем похвастаться, пусть отличатся в каком-нибудь искусстве или хитрости.
Тут вызвался показать себя Локи и сказал, что никто не может потягаться с ним в прожорливости. Конунг же вызвал человека по имени Логи, и имя его означает "Пламя". Соперники сели с двух концов деревянного корыта, наполненного мясом, и ского встретились посредине; при этом Локи успел обглодать все кости, Логи же сожрал мясо вместе с костями и даже корытом.
Тогда Тьяльви решил показать своё искусство скорохода, и Утгард-Локи вызывает паренька по прозванию Хуги, и это имя, напоминающее кличку одного из воронов Одина, означает "Мысль". Трижды пытается Тьяльви обогнать Мысль, но хотя сам конунг и признаётся, что не бывало в Утгарде её столь быстрого человека, слуга Тора проигрывает.
Наступает черёд показать умение самому Тору, и тот говорит, что может потягаться с кем угодно силами в питье. (Another!!!... извините, вырвалось). Тогда богу приносят штрафной рог, и Утгарда-Локи говорит, что умеющий пить осушит его с одного глотка, а уж с трёх выпьет каждый. Тор, мучимый жаждой, видит, что рог невелик, хоть и длинен, и делает первый глоток, думая, что он осушил сосуд. Но питься в роге не убывало — лишь с третьего раза удалось Тору отпить заметную часть воды, так что пришлось ему бросить рог.
Тогда Утгарда-Локи предлагает громовнику уж и вовсе пустячное состязание — оторвать от земли кошку: кошка была немалых размеров, но Тор поднял её так высоко, как мог. Однако зверь выгнулся, и богу удалось отровать от земли только одну его лапу. Тут хозяин даже пожалел Тора — ведь он такого малого роста в сравнении с великанами. Это было уже прямое оскорбление для врага великанов, и Тор вызвал на схватку любого, кто на неё решится.
Утгарда-Локи сказал, что не видит никого, кто посчитал бы это стоящим делом, разве что старуха Элли, его воспитательница, возьмётся помериться силами с богом. Она многих осилила — признаётся великан, и это естественно, ведь имя старухи и значит "Старость". Чем больше сил прилагал Тор, чтобы свалить с ног старуху, тем крепче стояла она на ногах. Наконец Тор упал на одно колено, и Утгарда-Локи велел прекратить поединок.
Хитроумный хозяин проявил гостеприимство, и гости получили хороший ночлег и стол на утро. Утгарда-Локи проводил гостей за ворота и тут спросил Тора, как ему понравилось его путешествие. Бог не скрывал, что оно ему не по душе. Тут хозяин раскрыл обман: это он встретил Тора в лесу, и одного удара Мьёлльнира хватило бы, чтобы убить великана, но тот подсунул вместо себя скалу. Напрасным было соревнование в прожорливости с огнём, в быстроте — с мыслью. Рог же, из которого пил громовник, концом своим был опущен в море, и Тор выпил столько воды, что с тех пор стали это называть отливом.
Кошкой, которую хотел оторвать от земли Тор, был Мировой змей, опоясавший землю. Наконец, никому ещё не удавалось устоять перед старостью. Услышав об обмане, Тор хотел поразить Утгарда-Локи молотом, но тот исчез, как исчез и сам город. Тор же отправился к себе в Трудвангар, но вспоминал о Мировом змее — ведь ему придётся ещё встретиться с этим чудовищем, которое не может исчезнуть, как Утгарда-Локи.
из книги "Мифы Древней Скандинавии", В. Я. Петрухин.