– Галина Андреевна. – позвал спокойный голос, – Просыпайтесь, голубушка. Ну же!
Галина Андреевна так и поступила. Прямо у ее постели сидел чёрт.
– Проклятое божоле...
– Нет-нет. – Заверил её чёрт, – То есть в некотором смысле да, но не в том, о котором вы подумали. Вы умерли, Галина Андреевна.
– Проклятое божоле!
– Это да. – Вздохнул чёрт, – Ладно, у нас много дел, пойдёмте!
Галина Андреевна послушно встала и вдруг поняла, что у неё ничего не болит. Кажется, впервые в жизни.
Чёрт нетерпеливо переминался с ноги на ногу и поглядывал на часы.
– Мы опаздываем, пойдёмте скорее!
– Куда теперь-то можно опоздать?! – Не удивляясь тому, что оказалась одетой и спеша по коридору за чёртом, поинтересовалась Галина Андреевна.
– На урок! Вы же учитель.
– А как же... котлы, пытки?
– Если хотите, можем устроить. – чёрт резко остановился и посмотрел на неё с интересом, – Выбирайте, котёл или преподавание? Выбор за вами.
читать дальше– Преподавание! – ответила быстрее, чем подумала Галина Андреевна.
– Тогда нам сюда. – чёрт указал на дверь с цифрами 666 и надписью "литература". – Но должен вас предупредить. Это самые неблагодарные ученики в вашей жизни.
– Думаю, я справлюсь...
– И урок будет длиться вечность.
– Это лучше, чем вечный котёл...
– Справедливо. Ну что же, я вам помогу немного, а потом вы сами. – Чёрт с какой-то даже нежностью стряхнул с плеча учительницы невидимую пылинку. – Ну, с богом!
Чёрт вошёл в кабинет первым. Галина Андреевна следом. Она оказалось в своём классе! В том самом, где провела тридцать лет!
Галина Андреевна посмотрела на учеников. Дети, как дети. Только... Что-то с глазами. Ей почему-то не удавалось сконцентрироваться на лицах...
– Итак! – объявил чёрт, – Это ваша новая учительница литературы. И начнём мы с Горького!
По классу прошёл разочарованный вздох.
– С чего именно? – шёпотом уточнила Галина Андреевна.
– "На дне", конечно. – улыбнулся чёрт.
Учительница начала разбор своего любимого произведения. Дети молча слушали. Чёрт внимательно следил за уроком.
– Лучшие русские писатели давно уже пытались создать тип мудрого сердцеведца и руководителя совести человеческой, и каждый художник разрешал эту задачу по-своему. – уверенно и чётко рассказывала Галина Андреевна. – Например, Толстой создал Акима во "Власти тьмы"...
– Неправда ваша! Вовсе не это...
– Молчать! – страшно взревел чёрт и даже пыхнул дымом, – Слушайте учителя! Учитель лучше знает!
Галина Андреевна смутилась, восстановила мысль и продолжила.
– Достоевский же создал старца Зосиму в Братьях Карамазовых. С той же целью, как...
– Слыхал, Фёдор?! – засмеялся кто-то из детей, – Слыхал, как оно было-то на самом деле?!
– Молчать! Молчать я сказал!
Дети утихли. Галина Андреевна продолжила.
– И что же хотел нам сказать Горький через фигуру Луки? Очевидно, автор говорит нам, что...
– Ну хватит! – взмолился кто-то из детей, – Не могу я больше этот бред слушать! Что я хотел сказать, то и сказал, а это... это... ересь какая-то!
– Молчать! Еще слово и в котёл суну! – взревел чёрт, потом мило улыбнулся учительнице. – Продолжайте, пожалуйста, у нас ещё вечность впереди!
Галина Андреевна вдруг поняла, что за ученики перед ней и похолодела. Лучше уж котёл.
Рагим Джафаров