06.09.2014 в 21:23
Пишет |Иероним|:Ее величество Чума.
Данный пост посвящен одной из самых зловещих внешне и благодатных по сути фигур средневековой истории - чумному доктору, который и изображен на фото выше.
Благодаря фильмам и историческим книгам известно, какой ужас на людей в Средние века наводил, например, костюм палача - этот балахон, маска, скрывающая лицо и делающая анонимным ее обладателя... Но не меньший страх, хотя и не без доли надежды, вызывал еще один костюм - т.н. Чумного доктора. Оба они, и доктор и палач, имели дело со Смертью, только один помогал отнимать жизни, а второй пытался их спасать, хотя чаще всего безуспешно... Появление на улицах средневекового города страшного силуэта в темном одеянии и с клювом под широкополой шляпой было зловещим признаком, что рядом поселилась Черная Смерть - чума. Кстати, чумой в исторических источниках называли не только случаи бубонной или легочной чумы, но и моровую язву и прочие эпидемии со смертельным исходом.
Чума была давно известной болезнью - первая достоверная пандемия чумы, известная как "юстиниановская", возникла в VI веке в Восточно-Римской империи, во время царствования императора Юстиниана, самого погибшего от этой болезни. Затем последовала вспышка бубонной чумы в Европе в VIII веке, после чего несколько столетий она давала о себе знать лишь спорадически.
читать дальшеПандемия, известная как "великий мор" или "черная смерть" в XIV веке (1348–51), была завезена в Европу генуэзскими моряками с Востока. Надо сказать, что более эффективного средства распространения чумы, чем средневековые корабли, сложно найти. Трюмы кораблей кишели крысами, распространяющими блох на всех палубах.
Цикл инфекции от блохи к крысе и от крысы к блохе мог продолжаться до тех пор, пока крысы не вымирали. Голодные блохи в поисках нового хозяина переносили заболевание на человека. Вот, например, схема, показывающая циклы заражения и смертности в одной отдельно взятой ячейке общества. Зараженная крыса, помеченная красной точкой в графе "1-й день", на 5-й день погибала от болезни. Когда крыса подыхала, блохи покидали ее, перенося чуму другим крысам. К 10-му дню эти крысы тоже погибали, и их блохи переходили на людей, инфицируя примерно 75% из них. К 15-му дню около половины людей на корабле или в доме умрет от чумы; четверть выздоровеет, а четверть избежит заражения.
Ни одно государство Западной Европы не избежало повального мора, даже Гренландия. Считается, что почти незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли, но география распространения чумы до сих пор еще полностью не изучена.
Чума "передвигалась" со скоростью лошади - основного транспорта того времени. Во время пандемии погибло, по разным данным, от 25 до 40 миллионов человек. Количество жертв в разных регионах колебалось от 1/8 до 2/3 общего числа жителей. Вымирали целые семьи. На карте Европы показаны пути распространения этой эпидемии:
Антисанитарная обстановка, постоянное недоедание и снижение физической сопротивляемости человеческого организма, отсутствие элементарных гигиенических навыков и скученность населения способствовали распространению эпидемии. От чумы не был застрахован никто, ни простой горожанин, ни король. В списке умерших - французский король Людовик IX (Святой), Жанна Бурбонская – супруга Филиппа Валуа, Жанна Наваррская – дочь Людовика X, Альфонс Испанский, император Германский Гюнтер, братья короля Швеции, художник Тициан. Как рассказывает хроника Руссова, в Ливонии умер магистр могущественного Ливонского ордена крестоносцев Брюггеней.
Название "бубонная чума" произошло от одного из ранних признаков болезни: появления больших болезненных, именуемых бубонами припухлостей лимфатических узлов на шее, в паху и под мышками. Через три дня после появления бубонов у людей поднималась температура, начинался бред и тело покрывалось черными неровными пятнами в результате подкожных геморрагий. По мере развития болезни бубоны увеличивались и становились более болезненными, нередко лопались и вскрывались.
Реконструкция облика такого больного из музея в Голландии:
Около половины заболевших умирали еще до наступления этой стадии. Изображения больных с бубонами часты на старинных изображениях того времени.
На этой английской миниатюре 1360-75 гг. изображены монахи, покрытые бубонами и ищущие спасения у самого папы римского:
Врачи того времени не могли сразу распознать заболевание. Оно фиксировалось слишком поздно, когда что-либо сделать уже представлялось невозможным. Возбудители болезни еще несколько веков останутся неизвестными, лечения как такового не существовало вообще. Врачи полагали, что чума распространяется в результате т.н. "заразного начала" (контагиона) - некоего токсического фактора, который. может передаваться от больного здоровому. Передача от человека к человеку, думалось, может проходить или через физический контакт с больным, или через его предметы одежды и постельное белье.
На основании этих представлений и возник самый инфернальный костюм Средневековья - костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы врачи обязаны были носить эту специальную одежду, которая была плодом сочетания как здравых с точки зрения эпидемиологии вещей, так и предрассудков.
Например, считалось, что подобные конструкции масок в виде воронов и прочих созданий с клювами, придающие доктору вид древнеегипетского божества, "отпугивают" болезнь. В то же время клюв нес и функциональную нагрузку - защищал врача от "болезнетворного запаха". Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами. Это был своеобразный естественный фильтр, упрощающий дыхание в условиях постоянного смрада. А также оберегал окружающих от иного "зловония" - поскольку доктор в профилактических целях непрестанно жевал чеснок, а также помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы доктор не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия.
Маска имела также стеклянные вставки, защищающие глаза. Длинный, пропитанный воском плащ и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны во избежание контакта с зараженными. Часто одежду пропитывали смесью камфары, масла и воска. В реальности это позволяло в какой-то мере избежать укуса переносчика чумы - блохи, и защищало от болезни, передающейся воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже и не подозревали.
Завершала костюм доктора кожаная шляпа, под которую надевали капюшон с пелериной, закрывающий стык между маской и одеждой. Вариации костюма зависели от местности и финансовых возможностей врача. Например, в музее таллинской башни Кик-ин-де-Кёк представлен облик доктора без шляпы, но зато с капюшоном, обтягивающим клюв. Более состоятельные врачи носили клювы из бронзы. Облаченные в перчатки руки врача зачастую сжимали два необходимых в его практике предмета: палку, чтобы отгонять безнадежно заразившихся и скальпель для вскрытия бубонов. Или же это могли быть курящиеся благовония. В палке-жезле также был ладан, который должен был защищать от нечистой силы. Еще в арсенале врача имелся поммандер — шкатулочка для ароматических трав и веществ, которые должны были "отпугнуть" чуму.
В более поздние времена костюм чумного доктора стал таким:
Кроме врачей были еще т.н. Мортусы (специальные служащие, набранные из тех, кто выжил, переболев чумой, или из осужденных преступников), обязанностью которых было собирать тела умерших и свозить их к месту захоронения.
На старинных гравюрах из Лондона видны мортусы, свозящие трупы на тележках и повозках, роющие могилы и занимающиеся погребением.
На гравюрах того времени можно заметить горящие жаровни. Тогда считалось, что огонь и дым очищают зараженный воздух, поэтому огни горели повсюду, не потухая даже в ночное время, курились благовония, призванные помочь очистить воздух от заразы. Жителей Лондона в 17 веке, например, убеждали курить табак, приравнивая его к исцеляющим благовониям. Практиковалось окуривание помещений смолистыми веществами, обмывание пахучими составами, вдыхание паров сжигаемой селитры или пороха. Для обеззараживания помещений, где скончались больные, врачи рекомендовали, в частности, ставить блюдце с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух. При торговых расчетах во время чумы и других эпидемий покупатели опускали деньги на рынке в сосуд с оксимелем (медовым уксусом) или просто уксусом, который был у каждого продавца - считалось, что тогда зараза не могла перейти из рук в руки.
К нарывам прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. В открытые раны вкладывали свиное сало и масло. Применялось вскрытие бубонов и прижигание открытых ран раскалённым железом.
Неудивительно, что при таком лечении смертность среди заболевших нередко даже и в более позднее время составляла 77-97%. Испытанным рецептом, которого придерживались в народе, было, вплоть до XVII в. да и позже, - cito, longe, tarde: бежать из зараженной местности скорее, дальше и возвращаться позже.
Страх, наводимый чумой, показан на картине Питера Брейгеля Старшего "Триумф смерти", где смерть в виде бродячих скелетов уничтожает все живое. Ни король с его золотом, ни молодые кутилы за столом не могут избежать нашествия безжалостной армии мертвецов. На заднем плане скелеты сталкивают свои жертвы в наполненную водой могилу; неподалеку можно видеть бесплодный, безжизненный ландшафт.
Писатель Даниэль Дефо, известный как автор "Робинзона Крузо" и бывший также у истоков английской разведки, писал в своем "Дневнике чумного года": "Если бы только возможно было точно изобразить то время для тех, кто не пережил его, и дать читателю правильное представление об ужасе, обуявшем горожан, это и теперь произвело бы глубокое впечатление и исполнило людей удивлением и трепетом. Можно без преувеличения сказать, что весь Лондон был в слезах; плакальщицы не кружили по улицам, никто не носил траур и не шил специальных одежд, даже чтобы почтить память самых близких усопших, но плач стоял повсюду. Вопли женщин и детей у окон и дверей жилищ, где умирали, или, быть может, только что умерли их ближайшие родственники, разносились столь часто, стоило только выйти на улицу, что надорвалось бы и самое твердокаменное сердце. Плач и причитания раздавались почти в каждом доме, особенно в начале мора, потому что позднее сердца ожесточились, так как смерть была постоянно у всех пред глазами, и люди утратили способность сокрушаться потерей близких и друзей, ежечасно ожидая, что их самих постигает та же участь".
Джованни Боккаччо в своем «Декамероне», действие которого происходит как раз во время эпидемии чумы в 1348 году в Италии, писал: "Умерший от чумы человек вызывал столько же участия, сколько издохшая коза".
Описание Боккаччо трагично: "Славную Флоренцию, лучший город Италии, посетила губительная чума... От этой болезни не помогали и не излечивали ни врачи, ни снадобья... Так как для великого множества мертвых тел, которые каждый час подносили к церквам, не хватало освященной земли, то на переполненных кладбищах при церквах рыли огромные ямы и туда опускали целыми сотнями трупы. Во Флоренции умерло, как уверяют, 100 тысяч человек... Сколько знатных родов, богатых наследств, огромных состояний осталось без законных наследников! Сколько сильных мужчин, красивых женщин, прелестных юношей, которых даже Гален, Гиппократ и Эскулап признали бы совершенно здоровыми, утром завтракало с родными, товарищами и друзьями, а вечером ужинало со своими предками на том свете".
В те времена люди искали спасения от эпидемий в церквах, молились об исцелении все вместе - больные, и здоровые… Чувство панического ужаса, которое сеяли эпидемии и болезни в средневековом обществе, нашло отражение в молитве о заступничестве: "От чумы, голода и войны спаси нас, Господи!"
По свидетельству очевидцев, паника была такой, что "люди заворачивались в две простыни и устраивали себе похороны при жизни (что было просто неслыханным!)".
Пожалуй, наиболее известным ныне Чумным доктором был Мишель де Нотр-Дам, известный больше как предсказатель Нострадамус. На заре своей карьеры Нострадамус прославился благодаря своим успехам в деле спасения сограждан от чумы. Секрет Нострадамуса был прост - соблюдение элементарной гигиены. Иных средств в его арсенале не было, и потому он оказался бессилен спасти от этой страшной болезни свою первую семью, после чего отправился в изгнание. И только в 1545 году (в возрасте 42 лет) он возвратился в Марсель, и на этот раз его новое лекарство было способно воздействовать на легочную чуму, а затем, в Провансе в 1546 году на "черную чуму".
Сценка из экспозиции музея Нострадамуса в Провансе:
О методах Нострадамуса известно не слишком много. Всюду, где свирепствовала бубонная чума, он велел рисовать на домах обреченных черные кресты, чтобы предостеречь здоровых и затруднить распространение эпидемии. Надо помнить, что знакомые нам правила гигиены в те времена многим не были известны, и потому способы Нострадамуса некоторый эффект имели. Он рекомендовал пить только кипяченую воду, спать в чистой постели, в случае опасности чумы при первой возможности покидать грязные зловонные города и дышать свежим воздухом в сельской местности.
В городе Экс, столице Прованса, Нострадамус впервые применил свои знаменитые пилюли, замешанные на основе лепестков роз и богатые витамином С. Он раздавал их прямо на улицах зараженных городов, попутно разъясняя согражданам правила элементарной гигиены. "Все, кто пользовались ими, - писал он впоследствии, - спаслись, и наоборот."
Описанию дезинфицирующего порошка, из которого он составлял пилюли, Нострадамус посвятил несколько глав в одной из своих медицинских книг. Издание этой книги от 1572 г. хранится в парижской библиотеке св. Женевьевы под необычным для нас заглавием "Превосходная и очень полезная брошюра о многих отменных рецептах, разделенная на две части. Первая часть нас учит способу приготовлять разную помаду и духи для украшения лица. Вторая часть нас учит приготавливать варенья различных сортов из меда, сахара и вина. Составлена магистром Мишелем Нострадамусом - доктором медицины из Шалона в Провансе. Лион 1572 г.". В частности, разделы этой книги назывались "Как приготовить порошок, вычистить и отбелить зубы... а также способ придать дыханию приятный запах. Другой способ, еще более совершенный, для очищения зубов, даже тех, которые сильно попорчены гнилью... Способ приготовить род мыла, делающего белыми и мягкими руки и обладающего сладким и вкусным запахом... Способ приготовить род дистиллированной воды, чтобы наилучшим образом украсить и отбелить лицо... Другой способ, чтобы сделать волосы бороды белокурыми или цвета золота, а также чтобы уничтожить слишком большую полноту тела".
До открытия чумной бактерии и применения антибиотиков в лечении этого заболевания оставалось еще почти без малого полтысячелетия...
Картина "Чума" Арнольда Бёклина (1898) показывает весь ужас перед этой болезнью - ведь даже в его время, на рубеже 19 и 20 веков еще не научились с ней бороться!
И даже в наше время еще регистрируются отдельные вспышки этого заболевания:
URL записиДанный пост посвящен одной из самых зловещих внешне и благодатных по сути фигур средневековой истории - чумному доктору, который и изображен на фото выше.
Благодаря фильмам и историческим книгам известно, какой ужас на людей в Средние века наводил, например, костюм палача - этот балахон, маска, скрывающая лицо и делающая анонимным ее обладателя... Но не меньший страх, хотя и не без доли надежды, вызывал еще один костюм - т.н. Чумного доктора. Оба они, и доктор и палач, имели дело со Смертью, только один помогал отнимать жизни, а второй пытался их спасать, хотя чаще всего безуспешно... Появление на улицах средневекового города страшного силуэта в темном одеянии и с клювом под широкополой шляпой было зловещим признаком, что рядом поселилась Черная Смерть - чума. Кстати, чумой в исторических источниках называли не только случаи бубонной или легочной чумы, но и моровую язву и прочие эпидемии со смертельным исходом.
Чума была давно известной болезнью - первая достоверная пандемия чумы, известная как "юстиниановская", возникла в VI веке в Восточно-Римской империи, во время царствования императора Юстиниана, самого погибшего от этой болезни. Затем последовала вспышка бубонной чумы в Европе в VIII веке, после чего несколько столетий она давала о себе знать лишь спорадически.
читать дальшеПандемия, известная как "великий мор" или "черная смерть" в XIV веке (1348–51), была завезена в Европу генуэзскими моряками с Востока. Надо сказать, что более эффективного средства распространения чумы, чем средневековые корабли, сложно найти. Трюмы кораблей кишели крысами, распространяющими блох на всех палубах.
Цикл инфекции от блохи к крысе и от крысы к блохе мог продолжаться до тех пор, пока крысы не вымирали. Голодные блохи в поисках нового хозяина переносили заболевание на человека. Вот, например, схема, показывающая циклы заражения и смертности в одной отдельно взятой ячейке общества. Зараженная крыса, помеченная красной точкой в графе "1-й день", на 5-й день погибала от болезни. Когда крыса подыхала, блохи покидали ее, перенося чуму другим крысам. К 10-му дню эти крысы тоже погибали, и их блохи переходили на людей, инфицируя примерно 75% из них. К 15-му дню около половины людей на корабле или в доме умрет от чумы; четверть выздоровеет, а четверть избежит заражения.
Ни одно государство Западной Европы не избежало повального мора, даже Гренландия. Считается, что почти незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли, но география распространения чумы до сих пор еще полностью не изучена.
Чума "передвигалась" со скоростью лошади - основного транспорта того времени. Во время пандемии погибло, по разным данным, от 25 до 40 миллионов человек. Количество жертв в разных регионах колебалось от 1/8 до 2/3 общего числа жителей. Вымирали целые семьи. На карте Европы показаны пути распространения этой эпидемии:
Антисанитарная обстановка, постоянное недоедание и снижение физической сопротивляемости человеческого организма, отсутствие элементарных гигиенических навыков и скученность населения способствовали распространению эпидемии. От чумы не был застрахован никто, ни простой горожанин, ни король. В списке умерших - французский король Людовик IX (Святой), Жанна Бурбонская – супруга Филиппа Валуа, Жанна Наваррская – дочь Людовика X, Альфонс Испанский, император Германский Гюнтер, братья короля Швеции, художник Тициан. Как рассказывает хроника Руссова, в Ливонии умер магистр могущественного Ливонского ордена крестоносцев Брюггеней.
Название "бубонная чума" произошло от одного из ранних признаков болезни: появления больших болезненных, именуемых бубонами припухлостей лимфатических узлов на шее, в паху и под мышками. Через три дня после появления бубонов у людей поднималась температура, начинался бред и тело покрывалось черными неровными пятнами в результате подкожных геморрагий. По мере развития болезни бубоны увеличивались и становились более болезненными, нередко лопались и вскрывались.
Реконструкция облика такого больного из музея в Голландии:
Около половины заболевших умирали еще до наступления этой стадии. Изображения больных с бубонами часты на старинных изображениях того времени.
На этой английской миниатюре 1360-75 гг. изображены монахи, покрытые бубонами и ищущие спасения у самого папы римского:
Врачи того времени не могли сразу распознать заболевание. Оно фиксировалось слишком поздно, когда что-либо сделать уже представлялось невозможным. Возбудители болезни еще несколько веков останутся неизвестными, лечения как такового не существовало вообще. Врачи полагали, что чума распространяется в результате т.н. "заразного начала" (контагиона) - некоего токсического фактора, который. может передаваться от больного здоровому. Передача от человека к человеку, думалось, может проходить или через физический контакт с больным, или через его предметы одежды и постельное белье.
На основании этих представлений и возник самый инфернальный костюм Средневековья - костюм Чумного доктора. Чтобы посещать больных во время чумы врачи обязаны были носить эту специальную одежду, которая была плодом сочетания как здравых с точки зрения эпидемиологии вещей, так и предрассудков.
Например, считалось, что подобные конструкции масок в виде воронов и прочих созданий с клювами, придающие доктору вид древнеегипетского божества, "отпугивают" болезнь. В то же время клюв нес и функциональную нагрузку - защищал врача от "болезнетворного запаха". Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами. Это был своеобразный естественный фильтр, упрощающий дыхание в условиях постоянного смрада. А также оберегал окружающих от иного "зловония" - поскольку доктор в профилактических целях непрестанно жевал чеснок, а также помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы доктор не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия.
Маска имела также стеклянные вставки, защищающие глаза. Длинный, пропитанный воском плащ и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны во избежание контакта с зараженными. Часто одежду пропитывали смесью камфары, масла и воска. В реальности это позволяло в какой-то мере избежать укуса переносчика чумы - блохи, и защищало от болезни, передающейся воздушно-капельным путем, хотя об этом в те времена даже и не подозревали.
Завершала костюм доктора кожаная шляпа, под которую надевали капюшон с пелериной, закрывающий стык между маской и одеждой. Вариации костюма зависели от местности и финансовых возможностей врача. Например, в музее таллинской башни Кик-ин-де-Кёк представлен облик доктора без шляпы, но зато с капюшоном, обтягивающим клюв. Более состоятельные врачи носили клювы из бронзы. Облаченные в перчатки руки врача зачастую сжимали два необходимых в его практике предмета: палку, чтобы отгонять безнадежно заразившихся и скальпель для вскрытия бубонов. Или же это могли быть курящиеся благовония. В палке-жезле также был ладан, который должен был защищать от нечистой силы. Еще в арсенале врача имелся поммандер — шкатулочка для ароматических трав и веществ, которые должны были "отпугнуть" чуму.
В более поздние времена костюм чумного доктора стал таким:
Кроме врачей были еще т.н. Мортусы (специальные служащие, набранные из тех, кто выжил, переболев чумой, или из осужденных преступников), обязанностью которых было собирать тела умерших и свозить их к месту захоронения.
На старинных гравюрах из Лондона видны мортусы, свозящие трупы на тележках и повозках, роющие могилы и занимающиеся погребением.
На гравюрах того времени можно заметить горящие жаровни. Тогда считалось, что огонь и дым очищают зараженный воздух, поэтому огни горели повсюду, не потухая даже в ночное время, курились благовония, призванные помочь очистить воздух от заразы. Жителей Лондона в 17 веке, например, убеждали курить табак, приравнивая его к исцеляющим благовониям. Практиковалось окуривание помещений смолистыми веществами, обмывание пахучими составами, вдыхание паров сжигаемой селитры или пороха. Для обеззараживания помещений, где скончались больные, врачи рекомендовали, в частности, ставить блюдце с молоком, которое якобы абсорбирует отравленный воздух. При торговых расчетах во время чумы и других эпидемий покупатели опускали деньги на рынке в сосуд с оксимелем (медовым уксусом) или просто уксусом, который был у каждого продавца - считалось, что тогда зараза не могла перейти из рук в руки.
К нарывам прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. В открытые раны вкладывали свиное сало и масло. Применялось вскрытие бубонов и прижигание открытых ран раскалённым железом.
Неудивительно, что при таком лечении смертность среди заболевших нередко даже и в более позднее время составляла 77-97%. Испытанным рецептом, которого придерживались в народе, было, вплоть до XVII в. да и позже, - cito, longe, tarde: бежать из зараженной местности скорее, дальше и возвращаться позже.
Страх, наводимый чумой, показан на картине Питера Брейгеля Старшего "Триумф смерти", где смерть в виде бродячих скелетов уничтожает все живое. Ни король с его золотом, ни молодые кутилы за столом не могут избежать нашествия безжалостной армии мертвецов. На заднем плане скелеты сталкивают свои жертвы в наполненную водой могилу; неподалеку можно видеть бесплодный, безжизненный ландшафт.
Писатель Даниэль Дефо, известный как автор "Робинзона Крузо" и бывший также у истоков английской разведки, писал в своем "Дневнике чумного года": "Если бы только возможно было точно изобразить то время для тех, кто не пережил его, и дать читателю правильное представление об ужасе, обуявшем горожан, это и теперь произвело бы глубокое впечатление и исполнило людей удивлением и трепетом. Можно без преувеличения сказать, что весь Лондон был в слезах; плакальщицы не кружили по улицам, никто не носил траур и не шил специальных одежд, даже чтобы почтить память самых близких усопших, но плач стоял повсюду. Вопли женщин и детей у окон и дверей жилищ, где умирали, или, быть может, только что умерли их ближайшие родственники, разносились столь часто, стоило только выйти на улицу, что надорвалось бы и самое твердокаменное сердце. Плач и причитания раздавались почти в каждом доме, особенно в начале мора, потому что позднее сердца ожесточились, так как смерть была постоянно у всех пред глазами, и люди утратили способность сокрушаться потерей близких и друзей, ежечасно ожидая, что их самих постигает та же участь".
Джованни Боккаччо в своем «Декамероне», действие которого происходит как раз во время эпидемии чумы в 1348 году в Италии, писал: "Умерший от чумы человек вызывал столько же участия, сколько издохшая коза".
Описание Боккаччо трагично: "Славную Флоренцию, лучший город Италии, посетила губительная чума... От этой болезни не помогали и не излечивали ни врачи, ни снадобья... Так как для великого множества мертвых тел, которые каждый час подносили к церквам, не хватало освященной земли, то на переполненных кладбищах при церквах рыли огромные ямы и туда опускали целыми сотнями трупы. Во Флоренции умерло, как уверяют, 100 тысяч человек... Сколько знатных родов, богатых наследств, огромных состояний осталось без законных наследников! Сколько сильных мужчин, красивых женщин, прелестных юношей, которых даже Гален, Гиппократ и Эскулап признали бы совершенно здоровыми, утром завтракало с родными, товарищами и друзьями, а вечером ужинало со своими предками на том свете".
В те времена люди искали спасения от эпидемий в церквах, молились об исцелении все вместе - больные, и здоровые… Чувство панического ужаса, которое сеяли эпидемии и болезни в средневековом обществе, нашло отражение в молитве о заступничестве: "От чумы, голода и войны спаси нас, Господи!"
По свидетельству очевидцев, паника была такой, что "люди заворачивались в две простыни и устраивали себе похороны при жизни (что было просто неслыханным!)".
Пожалуй, наиболее известным ныне Чумным доктором был Мишель де Нотр-Дам, известный больше как предсказатель Нострадамус. На заре своей карьеры Нострадамус прославился благодаря своим успехам в деле спасения сограждан от чумы. Секрет Нострадамуса был прост - соблюдение элементарной гигиены. Иных средств в его арсенале не было, и потому он оказался бессилен спасти от этой страшной болезни свою первую семью, после чего отправился в изгнание. И только в 1545 году (в возрасте 42 лет) он возвратился в Марсель, и на этот раз его новое лекарство было способно воздействовать на легочную чуму, а затем, в Провансе в 1546 году на "черную чуму".
Сценка из экспозиции музея Нострадамуса в Провансе:
О методах Нострадамуса известно не слишком много. Всюду, где свирепствовала бубонная чума, он велел рисовать на домах обреченных черные кресты, чтобы предостеречь здоровых и затруднить распространение эпидемии. Надо помнить, что знакомые нам правила гигиены в те времена многим не были известны, и потому способы Нострадамуса некоторый эффект имели. Он рекомендовал пить только кипяченую воду, спать в чистой постели, в случае опасности чумы при первой возможности покидать грязные зловонные города и дышать свежим воздухом в сельской местности.
В городе Экс, столице Прованса, Нострадамус впервые применил свои знаменитые пилюли, замешанные на основе лепестков роз и богатые витамином С. Он раздавал их прямо на улицах зараженных городов, попутно разъясняя согражданам правила элементарной гигиены. "Все, кто пользовались ими, - писал он впоследствии, - спаслись, и наоборот."
Описанию дезинфицирующего порошка, из которого он составлял пилюли, Нострадамус посвятил несколько глав в одной из своих медицинских книг. Издание этой книги от 1572 г. хранится в парижской библиотеке св. Женевьевы под необычным для нас заглавием "Превосходная и очень полезная брошюра о многих отменных рецептах, разделенная на две части. Первая часть нас учит способу приготовлять разную помаду и духи для украшения лица. Вторая часть нас учит приготавливать варенья различных сортов из меда, сахара и вина. Составлена магистром Мишелем Нострадамусом - доктором медицины из Шалона в Провансе. Лион 1572 г.". В частности, разделы этой книги назывались "Как приготовить порошок, вычистить и отбелить зубы... а также способ придать дыханию приятный запах. Другой способ, еще более совершенный, для очищения зубов, даже тех, которые сильно попорчены гнилью... Способ приготовить род мыла, делающего белыми и мягкими руки и обладающего сладким и вкусным запахом... Способ приготовить род дистиллированной воды, чтобы наилучшим образом украсить и отбелить лицо... Другой способ, чтобы сделать волосы бороды белокурыми или цвета золота, а также чтобы уничтожить слишком большую полноту тела".
До открытия чумной бактерии и применения антибиотиков в лечении этого заболевания оставалось еще почти без малого полтысячелетия...
Картина "Чума" Арнольда Бёклина (1898) показывает весь ужас перед этой болезнью - ведь даже в его время, на рубеже 19 и 20 веков еще не научились с ней бороться!
И даже в наше время еще регистрируются отдельные вспышки этого заболевания: