Без пяти одиннадцать
Для кого-то отделять пшено от чечевицы - хобби. Для кого-то - стиль жизни. Когда на пороге кухни появилась закутанная в чёрно-алый плащ женщина, Золушка пересыпала очищенное пшено в банку.
Увидев гостью, она всплеснула руками:
- Крестная, милая! Ты пришла! - Радостно завизжав, Золушка повисла у неё на шее. - Крёстная, как мне тебя не хватало! как я ждала!
- Я не твоя крёстная, - сказала женщина, с трудом высвобождаясь из объятий девушки. - И вряд ли ты меня ждала, Кира.
Она откинула капюшон, открывая лицо.
Тихонько ойкнув, Золушка села на пол.
читать дальше- Это несправедливо.
- Согласна.
- Абсолютно несправедливо!
- Да.
- Ты не понимаешь. Я же всё делала правильно! Я вела себя - х-о-р-о-ш-о!.. всем помогала!.. Птицы! Мыши! Спроси кого хочешь!
Смерть согласилась. Никто не умеет так хорошо слушать и соглашаться, как Смерть. Профессиональная деформация, знаете ли.
И, как обычно бывает, когда вас наконец-то начали слушать, Кира-Золушка ляпнула то, о чём говорить ну совсем не собиралась:
- Меня должен был заметить сам принц!
Выпалив это, она испугалась. Ей захотелось спрятаться. Хоть куда. Хоть лицом в собственный передник.
- Ты зря теряешь время, - сказала Смерть. - Сейчас без пяти одиннадцать. Ровно в полночь случится то, за чем я пришла.
- Но должна-то была прийти фея!! - с яростью заорала Кира. - Она подарила бы мне платье, карету и туфельки! И всё, всё было бы хорошо! Тварь!! Ненавижу тебя!! - дальнейшие слова потонули в потоках слёз.
- Без четырёх одиннадцать. Ты хочешь попасть на бал? Это легко. Карета за окном.
Всхлипывая, Кира выглянула в окно. Там действительно стояла оранжевая карета на смешных дутых рессорах. Рядом суетились, попискивая, лошади. Форейтор с крысиной мордочкой прятал за пазуху украденный с бельевой верёвки чулок.
- Вот твоё платье. Это отороченные мехом туфельки, - продолжала Смерть. - Одевайся и поторопись: у тебя только час.
Смерть милосердна. Золушке не пришлось тратить драгоценные мгновения жизни на тряску в карете. Не успела минутная стрелка отсечь ломтик от короткой кириной жизни, как девушка уже стояла в дворцовом парке.
Оркестр грянул туш. Ароматы коктейлей и духов накрыли Киру волной; под ноги рухнула мраморная лестница - лоснящаяся, как затылок Смерти. На первой ступеньке стоял юноша, почти мальчик. Слащаво улыбаясь, он поцеловал Кире руку и сообщил, что перед нею сам принц.
В другое время Кира многое бы не заметила. Но рядом стояла Смерть, и в её присутствии мир стал ярким и выпуклым. Живым. Кира увидела слой тонального крема на лице принца, и уловила едва заметный запах гнили. Роскошный мундир сидел на нём как футляр, скрывая под собой - что?.. Набор хирургических инструментов?.. Ножи убийцы?.. Пыточный механизм?..
Сама не понимая, что делает, Кира вырвала руку.
- Ваше высочество, я...
- Что случилось, прекрасная незнакомка?
- Я пойду... нет, простите...
За плечом материализовалась бесплотная тень в штатском.
- Принцу не отказывают, деточка, - предупреждающе свистнула она. - Ты ведь не хочешь неприятностей?
Кира попятилась.
- Так вы идёте? - спросил принц капризно. - Я ведь могу и передумать.
- Смерть, - девушка заозиралась в поисках спутницы. - Где ты?! Я не хочу!!
- Иди к карете, - шепнул на ухо знакомый голос. - Не бойся. Всё будет хорошо.
Приличные девушки не подглядывают, но Кира оглянулась. Смерть склонилась к принцу, что-то объясняя; в руках её сверкнула коса.
Когда непослушные ноги вынесли девушку к карете, Смерть уже ждала там. Лезвие косы потускнело; мешок за спиной Смерти чуть округлился.
- Теперь куда? - спросила Смерть.
- Теперь... Я хочу найти одного человека. Это можно?
Каликит обрушился на Киру дождём из слонов, ковров, чалм, пыльной миртовой листвы, нестройной музыки, воплей муэдзинов и торговцев. Посреди улицы стоял человек лет сорока-сорока пяти - высокий, с рассеченным шрамом подбородком, в расшитой золотом безрукавке и бархатных штанах, с мушкетом на плече.
- Вот, - указала на него Кира. - Несколько лет назад этот человек проскакал мимо нашего дома на коне. Я видела его сквозь щель в закрытых ставнях. И я влюбилась. Без памяти. Но что ты, костяшка, знаешь о любви!
- Вы не встречались после этого? - спросила Смерть.
- Нет.
Пират с интересом посмотрел на девушку. Кивнул Смерти, как старой знакомой:
- Роджер встретил тебя вчера на базаре. Ты выглядела удивлённой.
- У меня с ним завтра встреча в Дели. Никак не ожидала его встретить здесь.
- Ну, он уже едет. Мчит как ошпаренный. Думаю, успеет.
Смерть легонько подтолкнула Киру.
- Эта девушка говорит, что ты первая и единственная любовь её жизни. Можешь что-нибудь сказать ей?
Пират хмыкнул, сплюнул и высморкался в пыль. Вытер руки о штаны. Его чувства были скрыты от Киры. Но рядом стояла Смерть, и девушка вдруг поняла, что тот смущается и злится на себя за это смущение.
- Польщён, юная барышня, - сказал он с кривой улыбкой. - Двадцать лет назад... эх!.. что там!.. Вы плохо разбираетесь в людях. Я убийца и насильник, девочка, и не изменюсь ради вас. Кровь и золото - вот мои возлюбленные.
- Останешься с ним? - спросила Смерть Киру.
- Нет.
- Тогда подожди у причала.
...Когда Смерть вернулась, её мешок стал ещё больше.
- А теперь... - Кира задумалась. - Я хотела бы увидеть свою истинную любовь. Человека, с которым я была бы счастлива. Можно?..
- Ребёнок, я вообще-то Смерть, а не добрая фея. Придумай что-нибудь ещё.
- Ладно. Тогда... Почему твой мешок опять вырос?
В башне звездочёта было темно и уютно. Сам хозяин возился у телескопа, что-то подвинчивая. Увидев гостей, он не удивился, лишь предупредил:
- Стойте и не дышите. Тут важна точная настройка! Что вы хотели?
- Вы читали нам лекцию в прошлом году, - сказала Кира. - На афише было написано, что вы - самый мудрый человек на Земле.
- Да, это правда. Мудрость - мой конёк.
- Через сорок минут я умру. Вы можете мне что-нибудь сказать?
Звездочёт бросил на девушку заинтересованный взгляд:
- А на какой из моих лекций вы были? На "Спонтанности бытия" или на "Планировании, как основе успеха"?
- На обеих. И, между прочим, они противоречат друг другу.
Звездочёт пожал плечами:
- Ну-у, юное дитя... Поживите с моё, и вы поймёте вкус противоречий. Я говорю людям: действуйте! Женитесь, стреляйтесь, заводите детей, совершайте подвиги и сумасбродства - не будет лучшего момента, чем сейчас! И они благодарят меня. А иногда я призываю к осторожности. План, план и ещё раз план. Не дайте суете погубить вашу жизнь! Они благодарят снова. Людям нравится, что я ношу красивый халат с блёстками. За блёстки они простят всё. А поступят всё равно по-своему.
- То есть вы мне не поможете?!
- Нет, девочка. Я звездочёт, а не добрая фея.
Кира повернулась к своей спутнице:
- Но...
- Я тоже возмущена, милая, - в глазницах Смерти промелькнул лукавый огонёк. - Никто не собирается решать твои проблемы. Подожди за дверью, мне нужно поговорить с звездочётом.
Смерть перехватила косу поудобнее.
Кира зажмурилась.
В камине уютно потрескивали дрова. Звериные головы со стен мастерской равнодушно смотрели на Киру; огонь отражался в их стеклянных глазах. Лесничий вцепился зубами в горло оленёнка и пил его кровь. Увидев дочь, он приветливо улыбнулся краешком губы.
Кира моргнула и поняла, что ошиблась. Не оленёнок, а чучело. Лесничий сшил его, а потом откусил слишком длинную нить.
- Здравствуй, дочка, - кивнул лесничий, вертя в руках чучело и так и эдак. - Смотри, какой шов!.. Видишь?.. Шов! Мечта! Уж что-что, а в этом-то году золотая медаль наша.
- Отец, нам надо поговорить.
- Может быть позже? - Лесничий вздохнул. - Дел невпроворот. У меня клей варится. За ним глаз да глаз нужен.
- Папа, почему ты женился на мачехе? Ты ведь её не любишь!
- Что значит - почему?.. Ты как с отцом разговариваешь?!.. Почему... Ради тебя, дочка. Подожди, я помешаю клей. Дело важное, всё должно быть по правилам. В неполной семье, дочка, у тебя не возникло бы правильной ролевой модели для отношений с противоположным полом. Подвинься, я возьму желатин. Всё для твоего блага.
- Но ведь мне плохо. И тебе тоже!
- Да, - лесничий поправил очки. - Но со стороны этого не видно. У нас крепкая дружная семья. Мы веселы и счастливы. Смотри какое чудо! А?! - он поставил на стол чучело и ласково хлопнул оленёнка по попе. - Лучше, чем живой! Судьи на выставке одобрят.
...Смерть вывела несопротивляющуюся Киру за дверь, а сама ненадолго задержалась. Кира этого даже не заметила.
В гостиной королевского дворца Кира и Смерть сделали передышку. Эпицентр бала сместился в нижние залы, там ухали барабаны и пели скрипки, паркет дрожал под сотнями танцующих ног, но здесь было относительно спокойно.
- К этой встрече ты не готова, - предупредила Смерть.
- Ничего, справлюсь.
- Главное помни: у неё нет власти над тобой.
Кира слабо улыбнулась и взялась за ручку дамской уборной.
Из-за двери донёсся знакомый голос:
- Занято! - рявкнула мачеха. - Быдло! Ломятся, а здесь дамы. Благородные.
Слабея от болезненного стука сердца, девушка вошла. Обе сводные сестры сидели здесь же - растрёпанные, потные, несчастные. С принцем им не обломилось, похоже... Мачеха стояла на коленях, расчёсывая младшей волосы.
Сердце Киры ухнуло в низ живота.
Мачеха, похоже, совсем не удивилась, увидев падчерицу:
- Ну и что ты здесь делаешь, тварь неблагодарная? - сказала она.
- Золушка сожрала всю золу из очага, - съязвила старшая из сестёр, - и пришла за новой.
Младшая ничего не успела придумать, поэтому просто глупо загоготала.
Никогда Кира не думала, что прикосновение костяной руки к плечу может её успокоить.
- Я... я пришла, - (ну когда же сердце перестанет молотить наконец!) - Я... хочу... сказать...
- Ну же! - подбодрила Смерть.
- Что ты хочешь сказать, Золушка? - сочувственным тоном поинтересовалась мачеха. - Что ты хамка и ничтожество?
Это оказалось последней каплей.
- Меня зовут Кира!
...Этот раунд она проиграла. Ей нужно было сказать о многом. О том, что нельзя отвергать её. О том, что её чувства и потребности важны. О том, что унижения и ругань можно называть как угодно, но не заботой и благом. Нужных слов не находилось. Мачеха осыпала её ворохом "неблагодарных тварей" и "безродных ублюдков", а сводные сестры, заткнув уши и закрыв глаза, лаяли и визжали.
Хлопнув дверью, Кира выбежала из уборной.
"Я Кира, Кира, Кира! - билось у неё в висках. - Никогда больше я не буду Золушкой!"
- Подожди минуточку, - сказала Смерть и сквозь закрытую дверь просочилась обратно.
- Стой! - Кира рванула ручку, но дверь оказалась заперта. - Что ты делаешь?!!
Она отчаянно забарабанила в дверь. Никто не отозвался.
- Отпусти их, слышишь?!!
Кира схватила тяжёлую медную вешалку, чтобы выломать замок, но тут Смерть вернулась обратно. Мешок её был переполнен и упруго шевелился.
- Ты убила их всех?
- Кира, есть вещи, о которых лучше спросить.
- Ничего не хочу спрашивать! - Она вцепилась в мешок и разорвала его. - Убийца!!
...От неловкого движения кастрюля полетела на пол. Кира вздрогнула и проснулась. Чечевица и пшено разлетелись по всей кухне. Свеча давно погасла, и лунный свет лился в окно, превращая сваленные под столом тыквы в головы чудовищ.
Часы на стене показывали без пяти двенадцать.
Она была совершенно одна.
Смерти не было.
Не было мистических встреч: с самим принцем, пиратом, звездочётом. Скоро кончится бал, и мачеха с дочерьми вернутся домой. Утром, словно побитая собака, приползёт отец.
Надо собрать пшено и чечевицу.
Всё будет по-прежнему.
Всё, кроме неё.
Медленно, очень медленно Кира стянула с себя перепачканный золой передник.
У сказок свои законы. В жизни вряд ли соберёшься в путешествие за пять минут, но Кира успела. Она достала из тайника нехитрые драгоценности матери. Те принадлежали Кире, но при мачехе об этом не стоило и заикаться. Выгребла из комода свои платья (их оказалось немного), взяла бельё, прихватила тёплую куртку.
Подумав, вытянула из буфета деньги на хозяйство - своих у неё не водилось.
Мачеха, конечно, поднимет на ноги городскую стражу. Но это произойдёт так или иначе. Люди её сорта не останавливаются ни перед чем. При воспоминании о голосе мачехи накатила тошнота. Надо смотреть правде в глаза: пока что у неё нет ни сил, ни навыков, чтобы бежать или противостоять мачехе. Но откуда-то эти навыки берутся. Иначе весь мир состоял бы из тюремщиков и их добровольных пленников.
Забросив мешок за спину, она вышла из дома.
Сердце пропустило удар.
У калитки стояла фигура в чёрно-красном. Луна причудливо отражалась в полированной кости черепа.
- Собралась? - Смерть двинулась Кире навстречу. - Тогда пойдём.
Гулко ударили часы на ратуше.
Полночь.
- Что планируешь делать дальше? - поинтересовалась Смерть, когда отзвучал двенадцатый удар, и они свернули на площадь. - Ведь ты же не сделала такую глупость, чтобы бежать в никуда?
- Нет, - пересохшими губами ответила Кира. - Я к крестной, в соседний город. Она, конечно, не волшебница, но женщина добрая. Переночую пару дней, там что-нибудь придумаю.
- Хорошо, - одобрила Смерть. - Далеко не загадывай, сейчас это не самая сильная твоя сторона.
Кира скосила взгляд: мешок Смерти снова был пуст.
Площадь осталась за спиной. Скоро они вышли на дорогу к почтовой станции. Они шли и шли, и ничего не происходило. Наконец Кира не выдержала:
- Послушай, но разве ты не должна меня забрать?
- Не сегодня, девочка моя.
- Зачем же ты приходила?
- За твоими иллюзиями.
(с) Владислав Силин
Без пяти одиннадцать
Для кого-то отделять пшено от чечевицы - хобби. Для кого-то - стиль жизни. Когда на пороге кухни появилась закутанная в чёрно-алый плащ женщина, Золушка пересыпала очищенное пшено в банку.
Увидев гостью, она всплеснула руками:
- Крестная, милая! Ты пришла! - Радостно завизжав, Золушка повисла у неё на шее. - Крёстная, как мне тебя не хватало! как я ждала!
- Я не твоя крёстная, - сказала женщина, с трудом высвобождаясь из объятий девушки. - И вряд ли ты меня ждала, Кира.
Она откинула капюшон, открывая лицо.
Тихонько ойкнув, Золушка села на пол.
читать дальше
Для кого-то отделять пшено от чечевицы - хобби. Для кого-то - стиль жизни. Когда на пороге кухни появилась закутанная в чёрно-алый плащ женщина, Золушка пересыпала очищенное пшено в банку.
Увидев гостью, она всплеснула руками:
- Крестная, милая! Ты пришла! - Радостно завизжав, Золушка повисла у неё на шее. - Крёстная, как мне тебя не хватало! как я ждала!
- Я не твоя крёстная, - сказала женщина, с трудом высвобождаясь из объятий девушки. - И вряд ли ты меня ждала, Кира.
Она откинула капюшон, открывая лицо.
Тихонько ойкнув, Золушка села на пол.
читать дальше