Великая битва – это ужасно, – сказал старый рыцарь. – Но посреди крови и резни иногда есть и красота, которая может сокрушить сердце. Я никогда не забуду солнце, садящееся над Полем Алых Трав. Десять тысяч человек умерло там, и воздух полон был стонов и стенаний, но над нами небо кипело золотым, алым и оранжевым и было так прекрасно, что я заплакал оттого, что мои сыновья никогда этого не увидят.
(с) Джордж Мартин. Присяжный рыцарь Memento mori. Я не боюсь исчезнуть. Прежде, чем я родился, меня не было миллиарды и миллиарды лет, и я нисколько от этого не страдал.
(с) Марк Твен
Живые существа не умирают; подобно всем сложным организмам, они просто распадаются. Это больше похоже на растворение, а не на смерть. Но распад означает не разрушение, а лишь обновление. Ибо что такое в конечном итоге жизненная энергия?
(с) Титания Харди. Лабиринт розы
Умереть за религию еще не значит доказать, что эта религия истинная и божественная; это доказывает в лучшем случае веру мучеников в то, что их религия такова. Какой-нибудь энтузиаст, идущий ради религии на смерть, доказывает разве только, что религиозный фанатизм часто может быть сильнее привязанности к жизни.
(с) Поль-Анри Гольбах
Мы всегда отказываем живым в нежности, которую, раскаиваясь, напрасно предлагаем их теням.
(с) Андре Моруа. Письма незнакомке
«Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом,— словом, все жизни, свершив печальный круг, угасли… Уже тысячи исков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь. На лугу уже не просыпаются с криком журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах. Холодно, пусто, страшно.
Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их всех слились в одну. Общая мировая душа — это я… я… Во мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню все, и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь.»
(c) А. П. Чехов. Чайка
Надо смириться с возможностью смерти. Стоит перестать мечтать о вечной весне, тогда и лето, и зима будут дарить счастье.
(с) Брюс Ли
Если день, погода и ваше душевное состояние окажутся в гармонии с антуражем, вы ощутите себя частицей того, что было прежде, и того, что будет потом. И, может быть, услышите голос, который шепнёт вам: «Рождение и смерть — это не стены, а двери».
***
… Местом встречи с предшественниками для нас становятся чудом сохранившиеся старые кладбища, островки сгустившегося и застоявшегося времени, где давно уже никого не хоронят. Последнее условие обязательно, потому что разрытая земля и свежее горе пахнут не вечностью, а смертью. Этот запах слишком резок, он помешает вам уловить хрупкий аромат другого времени.
***
Старинные города — это совсем не то, что города новые, которым каких-нибудь сто или двести лет. В большом и древнем городе родились, любили, ненавидели, страдали и радовались, а потом умерли так много людей, что весь этот океан нервной и духовной энергии не мог взять и исчезнуть бесследно.
(с) Борис Акунин, Григорий Чхартишвили. Кладбищенские истории
До знакомства со смертью человек ХОЧЕТ жить.
После знакомства — УМЕЕТ.
(с) Станислав Кушнаров
Влюблён ли я в смерть?!
Да нет.
Просто когда пишу некоторые песни, настроение такое.
Может, потом я буду слушать их и подумаю — О, чёрт! Что за мрак?!
(с) Пит Доэрти
— Ты не боишься смерти?
— Почему я должен бояться?
— Тебя же не будет.
— Кто знает, что будет: меня не будет или я буду. Если буду, там и разберусь. Я не буду сейчас волноваться о том, что будет, когда меня не будет.
(с) Ханна и ее сестры (Hanna and Her Sisters)
Раз люди кончают самоубийством, значит, существует нечто, что хуже чем смерть. Поэтому-то и пробирает до костей, когда читаешь о самоубийстве: страшен не тощий труп, болтающийся на оконной решетке, а то, что происходило в сердце за мгновение до этого.
(с) Симона де Бовуар. Прелестные картинки
Я жила в Цюрихе. В некрологе написали, что я вознеслась в дом Отца нашего. На деле я бросилась с шестого этажа.
(с) Франко Арминио. Открытки с того света
Вход на кладбище через кованые железные ворота, на арке – замысловатый витой узор, а сверху надпись:
Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной.
Да, казалось бы, вдвоем безопаснее.
Но Ты – персонаж ненадежный. Все мои знакомые Ты вечно подводили.
Они удирают из города, предают или мрут, как мухи, – и куда тебе деваться?
Да прямо сюда.
(с) Маргарет Этвуд. Слепой убийца
Вопрос в том , что ожидает нас после смерти , так же бессмыслен , как вопрос , что ожидает Арлекина после костюмированного бала. Его ничего не ожидает, потому что Арлекин существует только как маска. Мне кажется, что правильнее говорить о том, что нас что-то ожидает в жизни. А смерть - это пробуждение от жизни. Но пробуждаемся от неё не мы, потому что мы сами - такая же точно иллюзия , как и всё, что нас окружает. Умирая, мы просыпаемся от того, что считали собой. Кстати, в дневнике Л. Н. Толстого есть потрясающий сон на эту тему.
(c) Виктор Пелевин
Смерть - не более чем простой маскарад - да и жизнь тоже ! - и они обе искусно кем-то отрежиссированы, каким-то закулисным небесным Маттом Уилмотом. Все мы марионетки, поставленные на сцену Богом, - или Судьбой, или Химией, как хотите - где нас надевают, словно перчатки, на руки и управляют Руперты Порсоны или Матты Уилмотты мира, или Офелии и Дафны де Люс. Мне хотелось заулюлюкать !
(с) Алан Брэм. Сорняк, обвивший сумку палача